Закон об основах охраны здоровья граждан в российской




Сторінка1/8
Дата конвертації16.04.2016
Розмір2.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

N 323-ФЗ 21 ноября 2011 года ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ

21 ноября 2011 года N 323-ФЗ



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Принят


Государственной Думой

1 ноября 2011 года

Одобрен

Советом Федерации



9 ноября 2011 года

Глава 1 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере

охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и

определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в

сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской

Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций,

индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны

здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные

понятия:


1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия

человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций

органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер

политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в

том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера,

осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами,

гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического

и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной

жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и

(или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских

услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских



вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний,

медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по

отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние

человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую,

лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или)

медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и

укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни,

предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее

выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также

направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды

его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на

распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия

заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных

его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-

анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора

мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих

мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению

медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение

проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление

или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или

которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него

заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию

медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и

медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с

трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и

(или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-

правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности

медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего

Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций,

распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой

формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую

деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской

деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям

приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую

деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от

организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность

(организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В

целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям

приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие

фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или

иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные)

обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо

физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем,

непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет

фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в

трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами,

их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для

медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление,

отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и

непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за

ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов

нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к

изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении

защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов

организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием

патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской

помощи;


18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с

осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской

помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо

приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-

следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости

оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и

здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень

поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций,

обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих

своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов

профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской

помощи, степень достижения запланированного результата.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции

Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в

соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов

Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных

нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных

правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам

настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других

федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации,

законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,

нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего

Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право

издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в

соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены

иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в

сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.



Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с

этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного

самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере

охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение

связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания,

соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами

и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола,

расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от

других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется

путем:


1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного

отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской

организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и

с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального

использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских

организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения

комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и

пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния

пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц,

работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании

медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного

самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и

медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с

общественными объединениями, иными некоммерческими организациями,

осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и

необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой

охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере

охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации

обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют

программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний,

снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их

родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры

по организации обеспечения детей лекарственными препаратами,

специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы

государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими

полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие

медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для

пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с

ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру,

ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их

здоровья.

Статья 8 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается

путем установления и реализации правовых, экономических, организационных,

медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том

числе за счет средств обязательного социального страхования, определения

потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством

Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния),

установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных

законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного

самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере

охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,

медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях

обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,

должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за

обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством

Российской Федерации.

Статья 10 (за исключением пункта 4) вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт

2 статьи 101 данного документа).

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к

месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их

квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с

настоящим Федеральным законом;

Пункт 4 статьи 10 вступает в силу с 1 января 2013 года (пункт 3 статьи 101

данного документа).

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов

медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема

медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации

требований к размещению медицинских организаций государственной системы

здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов

инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп

населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными

возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским

работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в

ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Статья 11 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой

государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и

взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации

этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не

допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской

организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно.

Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований

медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в

том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и

борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных

веществ;


2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению

заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе

с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров,



диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в

процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Статья 13 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного

документа).

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи,

состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском

обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том

числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении,

исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением

случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя

допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим

гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и

лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных

изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия

гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина,

который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом

положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений

и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением

расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-

исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и

осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в

отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-

досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с

пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также

несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54

настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или

иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в

отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью

причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных

комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий

федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом

предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и

профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе

размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания

медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о

персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального

страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской

деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка